?

Log in

Межрегиональный клуб "Узкоколейка"
ru_uzd
...... ...... ............ .... .............. .. .......... .............. .. .............
Яман-Елгинская узкоколейная железная дорога и узкоколейная железная дорога Никольск — Перегрузочная

Яман-Елгинская узкоколейная железная дорога сейчас находится на завершающей стадии уничтожения. Из 54 километров линии Красный Ключ — Первомайск рельсы лежат примерно на 48 километрах (остальное украдено). Организованная разборка не началась из-за судебных споров о принадлежности узкоколейной железной дороги.

Практически нигде узкоколейная железная дорога не пригодна для проезда даже на мотодрезине (осталась одна исправная мотодрезина, на ней можно проехать несколько километров от Красного Ключа). Остались два тепловоза, которые, очевидно в ближайшие дни порежут, всё остальное порезано. В ноябре 2009 года, как выяснилось, я ездил в Красный Ключ не зря: тепловозов ТУ4, которые тогда были (http://infojd.ru/14/yamanyelga2009_02.html), уже нет. Ни малейших шансов на сохранение какого-либо участка не имеется.

В 1999 году я провёл в районе местонахождения узкоколейной железной дороги около пяти дней и проездил практически все существовавшие на тот момент линии (сеть была развитой и протяжённой). Горько и прискорбно было видеть, что здесь делается ныне.



12-13 мая была пройдена пешком вся линия Красный Ключ — Первомайск длиной 54 километра. Первый день поездки заняло добирание от Москвы до Красного Ключа через Уфу — Красную Горку — Чандар. В Чандаре удалось найти единственного человека, у которого сохранилась историческая фотография Симкинской узкоколейной железной дороги и фильм о поездке по ней в 1995 году, записанный на видеокассету (отдельные кадры сфотографированы с телеэкрана). Единственное, что там осталось из подвижного состава — кабина ТУ4 в одном из дворов.


В Красном Ключе длительное время занял розыск исторических материалов, касающихся узкоколейной железной дороги. Довольно много материалов по истории сохранено в школьном музее, за что следует выразить особую благодарность преподавателю истории Ларисе Лужиной. Все находившиеся в школе исторические фотографии и материалы были скопированы.

Вечером прохожу от Красного Ключа вдоль берега Уфимки до соседнего посёлка Яман-Порт. Практически весь поход по линии узкоколейной железной дороги надлежало произвести за один день, чтобы не получилось дня без связи (мобильная связь доступна только в Красном Ключе и Яман-Порте, «выбирание» из Первомайска затруднено, и в случае ночёвки, например, в Красивой Поляне существовал риск невыхода на связь в течение суток, что очень плохо).

Ночёвка на вершине горы у Яман-Порта. Здесь цивилизация заканчивается, узкоколейная железная дорога углубляется в долину реки Яман-Елга среди невысоких гор (по-настоящему горной Яман-Елгинскую узкоколейную железную дорогу, в отличие от Апшеронской узкоколейной железной дороги, назвать нельзя).

Поход получился наиболее экстремальным из всех совершавшихся. На основе опыта похода по Белорецкой узкоколейной железной дороге в начале мая я предполагал, что здесь в эти дни ещё будет достаточно холодно, листва не распустится, и, возможно, местами будет лежать снег. Но год на год не приходится (а также, возможно, Белорецкая узкоколейная железная дорога находилась в более высокой местности, поэтому там холоднее): здесь была почти 30-градусная жара, огромное количество комаров и клещей. Комары неприятны, но безопасны, а клещи представляют реальную опасность для жизни.

На всём протяжении дороги приходилось нести на одежде несколько десятков клещей. Очищать одежду от них было бесполезно: для того, чтобы она снова покрылась клещами, было достаточно сделать несколько шагов. В такой ситуации главное — не допустить заползания клещей под одежду и на голову. Штаны необходимо заправить в носки и надеть всю имеющуюся одежду, несмотря на жару, клещей нужно удалять не со всей одежды (это бесполезно), а с верхней части. Но всё же полностью избежать заползания клещей не удалось (несмотря на осмотры каждые 10 минут), за 14 часов похода (в нормальной ситуации, без постоянных осмотров, 50 километров были бы пройдены за 10 часов) не меньше пятнадцати клещей укусили, но были удалены сразу после укуса (что немного снижает вероятность заражения, по сравнению с ситуацией, когда клещ провисел долго). Трудности похода не испугали: вполне осознаю, что это ещё слишком мягкое наказание за мерзкие поступки, какими являются эти путешествия — по очень веским причинам я не должен их совершать.


На Яман-Елгинской узкоколейной железной дороге было много лесных посёлков. Как можно было видеть, от посёлка Просвет ничего не осталось, от посёлка Красивая Поляна осталось несколько заброшенных домов и один дом с признаками жизни (служит кому-то дачей). До Красивой Поляны есть нормальная дорога, так как рядом находится нефтевышка. Автодорога соединяет Красивую Поляну напрямую с Красным Ключём.

Октябрьский — осталось несколько заброшенных домов. Из-за непригодности узкоколейной железной дороги даже для проезда мотодрезин эти места стало затруднительно использовать для сенокоса (на «внедорожнике» проехать можно, но ездить таким образом на сенокос слишком дорого).

Автодорога, пригодная для проезда машин повышенной проходимости, есть от Красивой Поляны примерно до бывшего Кудаша и от Просвета (места, где он был — там сенокосы) до Первомайска.

Восточнее Первомайска от узкоколейной железной дороги не осталось ничего. Вроде бы от Первомайска до Атняша можно доехать на высокопроходимом автомобиле.

В общее время проходки не включено около полутора часов отдыха в заброшенном доме в нежилом посёлке Красивая Поляна. К сожалению, из-за разрядки аккумуляторов последние примерно 13 километров перед Первомайском не зафотокументированы, этот участок был пройден впустую…

В Первомайске вопреки принципиальным убеждениям пришлось напрашиваться на ночлег в дом (из-за клещей и необходимости зарядить батареи). Переночевал за 50 рублей у Салавата Хабаева — бывшего машиниста узкоколейной железной дороги.

Посёлок Первомайск имеет автодорогу до районного центра, села Красная Горка, но не имеет автобусного сообщения. В посёлке, со слов главы местной администрации, есть лишь 4 автомобиля. Уехать из Первомайска можно было бы утром: автобус районного управления образования вёз группу местных школьников на диспансеризацию (?) в райцентр, существовала возможность договориться о проезде. Но я остался в посёлке до момента открытия школы и местной администрации, чтобы попытаться найти там исторические фотографии (их не оказалось).

За полдня ни одной машины в сторону райцентра не прошло, но в посёлок приехали два большегрузных автомобиля «МАN» из Уфы (удивительно смотревшиеся в таком месте). В Первомайске, где сейчас почти всё население является безработным, решено построить завод по производству древесного угля. Автомобили привезли в посёлок железобетонные фундаментные блоки. Договариваюсь с одним из водителей о проезде до Уфы, оказываю помощь в разгрузке блоков на площадке, где будет построен завод.

Водитель оказался бывшим жителем Сулюкты (прожил там большую часть жизни, в 1999 году переехал в Шакшу — пригород Уфы), а его сестра до сих пор живёт в Сулюкте (может быть, единственная русская жительница этого города). Узнаю от него некоторые полезные сведения касательно Сулюктинской узкоколейной железной дороги.





Узкоколейная железная дорога Никольск — Перегрузочная (Ночка): её ситуация практически в точности повторяет ситуацию Яман-Елгинской узкоколейной железной дороги. Внутри территории Никольского стекольного завода узкоколейная железная дорога полностью разобрана, на участке от ворот завода до окрестностей бывшего разъезда Ягодный (примерно 12 км — половина протяжённости дороги) лежат ржавые рельсы, причём на значительной части путь подготовлен к расшивке (костыли вынуты). К северу от Ягодного находится полевая стоянка «разбиральщиков». Далее узкоколейная железная дорога полностью разобрана, причём железобетонные шпалы оставлены в земле (хотя, по уверению директора торфопредприятия «Ларьян», «каждая железобетонная шпала стоит 450 рублей», и оставлять их нельзя). Желающим построить собственную узкоколейную железную дорогу рекомендую приезжать сюда за шпалами.


Станция Перегрузочная в Ночке полностью уничтожена — почти все постройки снесены. К сожалению, внутрь территории стекольного завода попасть не удалось. Но скорее всего тепловозы уже порезаны.

В Пензенской области, в отличие от Башкортостана, клещей нет и поход по узкоколейной железной дороге проблем не составлял. От Инзы иду пешком по ночной дороге 15 километров до Ночки (хотя можно было бы доехать на такси рублей за 300), далее — 24 километра до Никольска были пройдены за 4,5 часа.


=========================================================== ===========================================================

Новые материалы:


http://narod.ru/disk/21043015000/tchandar.rar.html - фото из Чандара (98 МБ)

http://narod.ru/disk/21042823000/nikolsk2010.rar.html - узкоколейная железная дорога Никольск — Ночка (253 МБ)

http://narod.ru/disk/21037935000/yamanyelga2010.rar.html - Яман-Елгинская узкоколейная железная дорога (710 МБ)

http://infojd.ru/dop/poezdkihron.html - «ХРОНОЛОГИЯ ПОЕЗДОК, СОВЕРШЁННЫХ В 1994—2003 ГОДАХ». В том числе и поездки
на Яман-Елгинскую узкоколейную железную дорогу и узкоколейную железную дорогу Никольск — Ночка.

Comments

Огромное спасибо за привезённую информацию. Качаю фотографии, обязательно все посмотрю.

У Вас на сайте не указан посёлок Комсомольск, ранее существовавший примерно на 40-м километре магистрали.

Что Вы знаете о возможно существовавших соединениях Яман-Елгинской УЖД с Симкинской (Чандар) и Юрюзанской (Урамантау)?

От Чандара узкоколейка шла в долине р. Симка до д. Симка и далее до разъезда Просвет, где и соединялась с основной линией Кр-Ключ-Атняш. Следует также сказать, что Яман-Елгинская УЖД и УЖД Урмантау по существу представляли собой единую сеть и соединялись в двух местах где-то в районе 60 км (Километрах в 10 от Первомайска) и на разъезде "Пятый" в 5 км. от Атняша. Вообще дед рассказывал, что основной линией дороги считался Кр-Ключ - Урмантау (или точнее Устьатавка), а на Атняш уходила вспомогательная ветка.
http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=165

Урамантау Урмантау, извините.

Насколько известно, соединения Яман-Елгинской узкоколейной железной дороги с Симкинской узкоколейной железной дорогой (Чандар) и Юрюзанской узкоколейной железной дорогой (Урмантау) действовали примерно до середины 1970-х годов.

http://infojd.ru/14/yamanyelga_karta02.jpg
http://infojd.ru/14/tchandar_karta02.jpg - карты (эти линии показаны условно).



Edited at 2016-02-19 11:10 (UTC)

http://www.karroo.ru/Fr/kniga2.doc - о строительстве узкоколейной железной дороги в Атняшевском лесопункте.

Сергей, неужели Вы, занимаясь данным видом деятельности, не привиты от болезней, которые могут разноситься клещами? Как минимум, от энцефалита

На страницу http://infojd.ru/29/nikolsk.html
добавлено 280 фотографий узкоколейной железной дороги
Никольск - Перегрузочная (Ночка).