?

Log in

Межрегиональный клуб "Узкоколейка"
ru_uzd
...... ...... ............ .... .............. .. .......... .............. .. .............

Март 2017
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Сокольский ЦБК, Митинская

Первые в Сети фотографии одной из малоизвестных узкоколейных железных дорог - узкоколейной железной дороги Сокольского целлюлозно-бумажного комбината:








Стрелка, где отходила линия на посёлок Торфяное (разобранная линия на Торфяное -
вправо, действующая линия в сторону места выгрузки древесины - влево).


Путь на территории лесобиржи.


Впереди - место пересечения с ширококолейными путями. Вид из кабины ТУ8Г.


Одно из пересечений с ширококолейными путями.


Пересечения с ширококолейными путями. Вид из кабины ТУ8Г.


Выгрузка древесины.


ТУ8Г вблизи места выгрузки древесины.



Узкоколейная железная дорога Сокольского целлюлозно-бумажного комбината



Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат находится в городе Сокол Вологодской области.
Местонахождение комбината - восточная окраина города, левый берег реки Сухоны.
Не следует путать Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат с Сухонским целлюлозно-бумажным
комбинатом, который также находится в городе Соколе, на левом берегу реки Сухоны,
но на противоположной, западной окраине, в 5 километрах от Сокольского целлюлозно-бумажного
комбината.


В ведении комбината находится узкоколейная железная дорога. До 1997 года она составляла
единую сеть с узкоколейной железной дорогой Сухонского торфопредприятия, которая
соединяла город Сокол с посёлком Торфяное и близлежащим торфомассивом. До 1990-х годов
на Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат поставлялось торфяное топливо. В 1997 году
узкоколейная железная дорога от территории комбината до торфомассива была разобрана.


По состоянию на август 2008 года, узкоколейная железная дорога на Сокольском
целлюлозно-бумажном комбинате действует. Развёрнутая протяжённость узкоколейной железной
дороги - около 2 километров. Узкоколейная железная дорога считается частью оборудования
лесной биржи Сокольского целлюлозно-бумажного комбината. На комбинате имеется Железнодорожный
цех, однако узкоколейная железная дорога не имеет к нему никакого отношения - Железнодорожный
цех обслуживает заводские железнодорожные линии широкой колеи, пролегающие внутри территории
комбината и соединяющие его со станцией Печаткино на магистральной железнодорожной линии
общего пользования Вологда - Коноша.

Назначение узкоколейной железной дороги - доставка древесины от лесной биржи к одному из цехов.

Депо находится на территории лесной биржи.
Вблизи депо стоит разграбленный тепловоз ТУ7-276(?)Х без двигателя, со снятыми дверями капота.
В депо находятся ТУ7Р-0096 и ТУ7-2383 (в разграбленном состоянии), ТУ8-0421, ТУ8-0423 (в
"условно рабочем" состоянии, однако уже давно не использовались), ТУ8Г-0012 (единственный
используемый локомотив). Всюду уложены легковесные рельсы (Р24 и более лёгкие). Состояние пути
практически повсеместно плохое, порой остаётся только удивляться, каким образом дорога ещё работает.

Имеется плужный снегоочиститель (судя по внешнему виду - в нерабочем состоянии). Со слов машиниста,
очистка путей от снега производится трактором, а также вручную с помощью лопат.


Состояние пути и общий крайне депрессивный облик дороги (при том, что комбинат нормально работает)
вызывает уверенность в том, что узкоколейная железная дорога в близком будущем будет разобрана,
перевозки будут переведены на автомобильный транспорт. Однако сроки перевода пока не определены.


Узкоколейная железная дорога на всём протяжении пролегает по огороженной и строго охраняемой территории.
Удалось оформить пропуск для прохода на неё, но для этого пришлось приложить немало усилий.
Хотелось бы попросить других исследователей узкоколейных железных дорог не повторять попытки
проникновения на Сокольский ЦБК по крайней мере в ближайшее время - там будут долго помнить проявленное
"назойливое внимание" к узкоколейной железной дороге, и не обрадуются повторному приезду тех,
кто ей интересуется.




Митинская узкоколейная железная дорога

Узкоколейная железная дорога пока ещё действует. Вероятно, она "продержится" ещё примерно 3 года.
Крайним пунктом является станция Бекетово, расположенная в посёлке с официальным названием
Бекетово-42 (44 километра от Кадниковского). К посёлку строится автодорога. По планам,
после завершения строительства автодороги до Бекетово должна быть построена автодорога
в другой лесной посёлок на Митинской узкоколейной железной дороге - Яхренгу (16 км от Кадниковского).
После этого узкоколейная железная дорога утратит социальное значение, не будет никаких препятствий для
её ликвидации.

На узкоколейной железной дороге осталось три исправных локомотива: ТУ6А-2539 (вторая и четвёртая
цифры сомнительны, номер определён согласно заводской надписи, сделанной мелом на
раме) (инвентарный номер 5), ТУ6А, номер которого установить не удалось (инвентарный номер 9к,
тележки 1980 г.в.), неустановленный ТУ6Д (инвентарный номер 7к), "условно рабочий" (подлежащий
восстановлению) ТУ8-0047.

Разграбленные тепловозы: ТУ6А-2570 (?) (инвентарный номер 3к), неустановленный ТУ6А (инвентарный
номер 1б), неустановленный ТУ6А (инвентарный номер 5к), ТУ6А-0461, поверх краской нанесено "ТУ4-2358"
(инвентарный номер 8к), ТУ6А-ХХХ6 (инвентарный номер 4к), ТУ6А-108Х, ТУ6А-3686 (инвентарный
номер 6к), ТУ6А-2716 (инвентарный номер 1к), ТУ6А-341Х (инвентарный номер 2к), ЭСУ2А-566.

Все пути в депо и вблизи него демонтированы, внутри депо ремонтируется гусеничная техника.

Так как в близком будущем узкоколейную железную дорогу предполагается ликвидировать,
существует предварительная договорённость о продаже исправных тепловозов организации,
возникшей на базе бывшего АО "Монзалес", для использования на новой узкоколейной железной
дороге, которую предполагается построить вблизи станции Юза Монзенской железной дороги.
Осуществится ли это - неясно.

Погрузка леса ведётся на 20-м километре. Участок от 20-го километра до Бекетово почти наверняка
будет разобран в следующем году, шансы сохраниться ещё на несколько лет имеет только участок
Кадниковский - Яхренга.

В рамках выполняемой работы была пройдена пешком вся сохранившаяся линия от Кадниковского до Бекетово,
сделано около тысячи фотографий, скопировано 79-страничное описание истории Митинского леспромхоза.

Номера локомотивов, читающиеся на исторических фотографиях: ТУ6А-0850 (сфотографирован в 1982 году),
МД54-4-2159, ТУ4-1913.





Узкоколейная железная дорога на 76 километре Монзенской железной дороги ( http://sbchf.narod.ru/18/gremiatchiy76km.html )

Узкоколейная железная дорога перестала работать в 2005 году (к сожалению, за все 8 лет
работы узкоколейной железной дороги на ней не побывал почти никто из исследователей
узкоколейных железных дорог). В 2006 году (ориентировочно летом-осенью) был произведён
демонтаж пути. Со слов опрошенных жителей Вохтоги, все три тепловоза ТУ6А были проданы
на металлолом, как и прочий подвижной состав. Единственная причина ликвидации узкоколейной
железной дороги - её владелец (АО "Монзалес") было ликвидировано и его имущество продавалось
за долги. Запасы леса в том районе есть, но возрождение дороги не предполагается.



Каменская узкоколейная железная дорога ( http://sbchf.narod.ru/18/kamenka_ujd.html )

Каменский лесопункт бывшего АО "Монзалес" ныне принадлежит частному владельцу и никак не
зависит от Вохтоги. Узкоколейная железная дорога пока остаётся действующей.

Comments

Были на 76-м километре в мае 2006 года. Рельсы еще не были сняты, но движения судя по всему не было, подвижной состав - несколько тепловозов и масса сцепов стоял на ветке недалеко от нижнего склада.
Жалко что ее разобрали (

(Anonymous)

http://sbchf.narod.ru/18/gremiatchiy76km.html (http://sbchf.narod.ru/18/gremiatchiy76km.html) - материал обновлён, размещена статья из газеты «Лесная Монза», касающаяся данной узкоколейной железной дороги.