?

Log in

Межрегиональный клуб "Узкоколейка"
ru_uzd
...... ...... ............ .... .............. .. .......... .............. .. .............
af1461 [userpic]
Норильская УЖД. Паровоз-памятник у реки Амбарная.

     Узкоколейка, соединяющая пристань на р.Норильская и строящийся рудник была сооружена в начале 1936 года. Немногим позже началось строительство 114-километровой магистральной линии от порта Дудинка, открытой весной 1937.
     Самая первая железная дорога Норильска была построена в авральном режиме, в основном силами заключенных. Первые поезда проходили 114-километровый участок примерно за неделю, потом этот срок удалось сократить до 2-3 дней. Лишь в 40-х годах маршрутная скорость стала соответствовать хотя бы торфовозным узкоколейкам "большой земли", но все равно сходы с рельсов были часты и приводили к задержкам движения.
     Растущие потребности Норильского комбината эта УЖД уже не могла обеспечить, и в 1947 году было принято решение о строительстве железной дороги нормальной колеи (1524 мм). К 1952 году работы были в основном закончены, при этом длина пути уменьшилась более чем на 10 километров - дорога прошла по более прямой трассе. С 1952 начат демонтаж старой узкоколейки.

     Разбирали дорогу настолько тщательно, что ко времени перестройки не осталось почти ничего кроме насыпи в тундре, развалин мостов и немногочисленных фотоснимков. И когда руководство комбината решило воздвигнуть памятник строителям и эксплуатационщикам линии, так много сделавшей для Норильска - выяснилось что не осталось даже самой захудалой вагонетки. В итоге было принято решение закупить узкоколейный паровоз на "материке" и установить его в качестве памятника.
     Паровоз Гр-274 нашли аж на Украине, в Гайвороне, и сначала по железной дороге, а потом и по воде доставили в Дудинку. И сейчас всех проезжающих по автодороге Дудинка-Норильск встречает стоящий на берегу реки Амбарной посреди голой тундры одинокий паровоз, а рядом - два моста: старый, узкоколейный, и новый...


Фотография из фондов норильского музея.


Мемориал у р.Амбарная. Кстати внизу под мостом - сугроб толщиной около 10 метров.


Холодно!






Мост уже изрядно покосился...

Comments

114 км за неделю - вот это скорость...

Грайворон находится не на Украине, а в Белгородской области, железной дороги там нет и паровозов - тем более.

Гайворон конечно )
У меня кстати для вас есть фотография электрифицированной УЖД на руднике "Угольный ручей". Там виден электровоз - можете попробовать определить его тип для своей статьи. Вечером пришлю.
Спасибо за подборку о паровозе!

http://www.nn.nornik.ru/doc.aspx?lang=1&ieid=39&docsid=648

№4 (5) Август 2003
Тема номера:
Мы делаем общее дело!

После работы / История
Паровоз
Паровоз
Этот паровоз - собрат тех, что обеспечивали с мая 1937 года перевозку грузов для будущего горно-металлургического комбината по узкоколейке Дудинка-Норильск.
- Решение установить мемориальный паровоз на мосту через речку Амбарная принималось коллективно, - вспоминает Александр Мороз, начальник Норильской железной дороги в 1986-1994 гг. - Мы хотели не только разыскать документы, относящиеся ко времени первых узкоколеек в Норильском районе, но и увековечить подвиг их строителей.
Привести мост в порядок обещали красноярские мостовики, скапливались документы о строителях дороги. Но возник вопрос: где взять паровоз? По документам установили: когда заканчивалась перешивка железнодорожного полотна на нормальную колею, узкоколейную технику передали другим предприятиям страны. И вот в 1988 году норильские «гонцы» разъехались на поиски, надеясь найти если не свой, то хотя бы однотипный паровоз. Повезло ревизору по безопасности движения Петру Шинкарчуку.
Из воспоминаний Петра Шинкарчука:
«В Гайворонском локомотивном депо (Кировоградская область, Украина) нашелся-таки паровозик гэдээровской постройки (завод Карла Маркса, г.Бабельсберг, Германия) 50-го года выпуска. Жаль, не «норильчанин». Но под стать серии ГР. Стоял он на задворках - брошенный, заросший травой. Думал, заберу без проволочек. Не тут-то было. Начальство Одесской железной дороги, к которой относилось депо, не дало «добро»: оказывается, им запретили отдавать «старичков», сохраняя их как память. Какая же это память, если на паровоз страшно посмотреть! Пока Александр Федотович Мороз решал вопрос, я не уезжал из Гайворона. А когда, наконец, все согласовали и оформили, деповские помогли погрузить 28-тонную «покупку» на платформу, и 12 февраля 1989 года она поехала в Мурманск, а оттуда - в Дудинку. В День железнодорожника, 29 июля 1992 года, в 16 часов 25 минут трудягу, уже отремонтированного, установили на почетное место». Рядом «забили» небольшое свайное поле под памятник-стелу первым строителям дороги. «Надеюсь, - сказал «Норильскому никелю» Александр Мороз, - он появится...».
...У норильской «железки» трагичная и славная судьба. Ее «собрали», помнят и чтят.

Подготовил Михаил Важнов

замечательная история, спасибо!

http://www.memorial.krsk.ru/Public/90/920228.htm

Наш паровоз, стой…

В первое воскресенье августа на тридцать третьем километре от железнодорожного вокзала Норильска в сторону Дудинки открыт памятник первому паровозу, а также первой узкоколейке, первому машинисту... Приятно, что еще есть земля, где устанавливают, а не уничтожают памятники, когда-то здесь был стык двух участков стройки

Если дать волю воображению, увидишь не нарядную толпу и транспарант на фоне зеленой долины реки Амбарной, а снеговую насыпь, ледяной наст, тачки и катальные доски, а то и вагонетки, которые катят по рельсам люди в одинаковой робе и с одинаково серыми землистыми лицами... Прежде чем отправиться на этот берег, я полистал старые блокноты с переписанными некогда в архиве документами тридцатых годов. Еще тогда поразили тщательность, с которой они составлялись, уровень проработки. А чему было удивляться, если в роли техника вполне мог оказаться инженер с дореволюционным стажем, нормировщиком — бывший главный инженер, а переписчиком — учитель каллиграфии?

Вот подписанный начальником первого железнодорожного участка И.Д.Швецовым (В.3.Матвеев, начальник Норильлага, с ним строил еще на Кавказе шоссе Мацеста-Ахун) перечень временных объектов и сооружений. Жаль выбросить хоть какое-то слово: инструменталка, столярка, кузница, пескосушилка, рельсовая мастерская, рельсосверловочная, рельсоправильная, шпалорезка, палатка строительной части, контора и общежитие ВОХРа...

Продолжение
-----------------

Особый отчет — о живой тяговой силе. Интересно, лошади считались заключенными или вольнонаемными? Пожалуй, вторыми: количество фуражных дней (19.143) много превосходит количество рабочих (14.471). Жалели животное... И не называли рабсилою. Только тяговой, уважительно, как электрическую.

А людскую — с жутковатым сокращением. Так и писали: переброска рабсилы.

Между прочим, в главе о недостачах, сверхнормативных затратах, просто хищениях и растратах рабсила не упомянута. Прятали концы? Да ничего подобного. Никто и не подумал считать и оценивать зря растраченную, сверх всяких норм использованную, похищенную государством силу рабов — интеллектуальную и физическую.

А внешне — соблюдалась законность. Скрупулезнейшим образом. В расшифровке счета № 63 (на 1.01.1937) расклад по общему заработку в десять тысяч семьсот девять рублей и 23 копейки на 71 человека — от бригадира Мирзы Алматова до счетовода Батто Цеденова.

Сколько рождает в голове список одного участка строительства узкоколейки вопросов, подозрений, чувств... Точно, что провидение не отвернулось от братьев Борунсов. Они оказались в этой ситуации рядом, а значит, могли подставить плечо, взять на себя, защитить в драке. Ван Чи-шин и Ван Ши-чин... Ошибка писаря? Один человек? Тоже братья?

Китайцев много. Видимо, из зоны КВЖД, без разбора: трое Лю (Ван-фу, На-тин, Уй-мин), их и расположили в списке друг за другом, № 161, 162, 163... А через сотню, рядом со Старостиным и Симоновым (нет-нет, ничего общего, кроме фамилии), Сы Ван-мин, Тянь Ли-до, Тянь Вен-зо... За 299-м. Хисматулиным, — 300-й, Хан Ю (скорее всего, кореец), В тридцать третьем десятке — Шан-фу и Ян Ды-дин. Последний, 337-й, — Науменко М.И. Славянских фамилий, понятно, большинство, да мало что подскажут читателю, хоть и обращают на себя внимание: Ежов и Ульянов, Жуков и Говоров, Громов и Кутузов, Толмачев и Печорин... Как и везде, множество Смирновых. Нет, все же не случайно именно эта фамилия — самая распространенная в России...

Теперь об истории паровозной тяги, начальном быте и еще кое о чем. Паровоз был доставлен в первую же навигацию по Пясинской системе. Летом 1936-го на трассе Норильск-Валек уже работали два паровоза и около двадцати вагонов. Осенью добавилось три паровоза с платформами. Полурубпеный, полуфанерный сарай назывался депо, а рубленый двухэтажный дом — желдоротделом «Норильскстроя». Оборудование первой мастерской при депо: ручная сверлилка, трое тисков и походный кузнечный горн.

Сентябрь-36. «Вопиющие безобразия с питанием лагерников, пища систематически не додавалась, — констатирует в приказе В.3.Матвеев. — Премиальное блюдо никто не получает, хотя продукты выписаны...»

Сколько все-таки зависит от конкретных исполнителей при любой системе...

Ноябрь-36. Матвеев: «Строительство мостов проводится очень неряшливо, врубки делаются безобразно... Стойки перил устанавливаются криво и не на одинаковом расстоянии... Отделка мостовых прогонов... из неокоренного леса... Лес на отдельные детали мостов поставлен некачественный, что может привести к аварии... Продукты полностью не закладываются в котел и не выбираются из каптерок... Питание обезличено, ударники и лодыри получают одинаковое... Ларьковый хлеб выдается редко... Жилые бараки и палатки недостаточно утеплены... Больные лежат в стационаре в темноте... Расчеты с рабочими производятся с большим опозданием... Основной продукт — рыба — имеется на трассе только черной породы (соленые окунь, вобла, карась, плотва), а более питательные сорта (муксун, чир) расходуются в Норильске, где условия жилья и работа менее напряжены... Самое лучшее мобилизовать для трассы!»

Продолжение
---------------

...Пройдет два года, и в «Советском Таймыре» напечатают бессмертное произведение Леонида Матанцева (или воспользуются подписью секретаря парторганизации «Норильскстроя» — ручаться трудно). «Ликвидировать последствия вредительства на норильском строительстве», «враги народа пытались не дать стране никель, скрыть от народа богатства Таймыра. Враги народа (перечень включает Швецова — А.Л.) — вот кто закопали десятки миллионов рублей на строительстве железной дороги... Кто же эту сволочь, ранее судившуюся по контрреволюционным делам, приютил? Эту банду преступников взял под свое покровительство «таймырский князь», как он себя называл, разложившийся пошляк Матвеев... Это от него разит разлагающий дух человека, потерявшего свой человеческий облик... Разоблаченные, они понесут суровую ответственность перед государством...»

Вам не приходилось читать нечто похожее, столь же гневное, демонстрирующее крайнюю степень остервенения и не нуждающееся в фактах... 60 лет спустя?

Пусть же «стальной олень», о котором когда-то мечтали в Норильске и Дудинке, напоминает не только о тех, кто лег в фундамент дороги от реки к руде, не только о немногих выживших участниках строительства узкоколейки, не только о первых машинистах тундры... Пусть он стоит немым укором и в назидание тем, кого история ничему не научила, кто всегда готов продать душу ради собственных интересов, кто не считает, что России уже достаточно великих потрясений, и продолжает искать ее врагов там, где их нет, вместо того чтобы разглядеть себя в зеркале…

Анатолии Львов,
соб. корр. «Красноярского рабочего»,
Норильск
«Красноярский рабочий», 28.08.1992 г.

история конечно потрясающая, спасибо!

а у Вас случайно по ветке Брянск - Дудоровский нет каких-нибудь материалов? Вы вроде малодеятельными участками интересовались. Был бы очень признателен, а то почти никакой информации не удалось найти...

(Anonymous)

Да, небольшой интерес к ним есть, как и совсем минимальный интерес к узкоколейным железными дорогам.

================================

Железнодорожная линия Полпинская - Еленск была построена не позднее 1930-х годов. После ВОВ (в 1940-х годах?) был построен участок Еленск - Дудорово.

Основными грузоотправителями на железнодорожной линии являлись предприятия лесной промышленности. В 1970-х годах была построена ветвь 34 км - Пальцо. Ветвь использовалась для грузовых перевозок, обслуживала в основном Пальцовский экспериментальный завод.

Железнодорожная линия Полпинская - Дудорово имела статус хозяйственной ветви МПС. Железнодорожная линия отсутствует в большинстве схем (атласов) железных дорог.

В конце 2006 года маршрут пригородного поезда Брянск - Дудорово был сокращён до станции Еленск. В 2007 году был разобран участок Еленск - Дудорово.

В настоящее время сохраняется движение пригородного поезда по маршруту Брянск - Еленск. Возможно, есть и грузовое движение, вблизи станции Еленск находится действующее предприятие лесной промышленности ( http://www.inter-les.ru/about.asp ).

b.

только река "Норилка" называется

"в основном силами заключенных"

в то время кроме заключенных и их охранников там больше никого и не было

На генштабовских картах - "Норильская". В литературе и так и так встречается. Пишу как на карте )
Кроме заключенных и охранников были вольнонаемные и ИТР.

ну вообще да, были конечно, фигню сморозил

замечательный пост, очень интерсные комментарии, спасибо!

жаль будет, если мост развалится...