?

Log in

Межрегиональный клуб "Узкоколейка"
ru_uzd
...... ...... ............ .... .............. .. .......... .............. .. .............

Июнь 2017
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

lex_grant [userpic]
УЖД Белоруссии

Не подскажете, куда стоит съездить из Минска или Витебска, чтобы можно было обернуться за один день, и как туда добраться?
Можно ли к кому напроситься в тепловоз, и как там относятся к фотографированию?

Comments

Узкоколейные железные дороги «самой узкоколейной страны Европы» - Беларуси при одинаковом назначении и подвижном составе разительно отличаются от узкоколейных железных дорог РФ и производят неизгладимое впечатление на каждого небезразличного к железным дорогам.

Всего на Беларуси (правильно - так) имеется около 30 сохранившихся узкоколейных железных дорог, они находятся во всех шести областях.

Краткое описание некоторых узкоколейных железных дорог, по состоянию на конец 2008 года:

-----------------------------
Узкоколейная железная дорога торфопредприятия Усвиж-Бук

Узкоколейная железная дорога действует. Имеется один производственный участок. Движение ежедневное. Перевозки рабочих в пассажирском вагоне практикуются только в сезон добычи. Территория главной станции не огорожена, проблем с посещением нет.


Узкоколейная железная дорога торфопредприятия Усяж

Узкоколейная железная дорога действует. Имеется два производственных участка, третий недавно закрыт. Движение ежедневное, объём вывоза торфа значительный. Перевозки рабочих в пассажирских вагонах осуществляются круглый год. Территория главной станции огорожена бетонным забором с колючей проволокой. Вход - по электронным пропускам. Проезд в пассажирском поезде возможен исключительно работникам торфопредприятия, заранее включённым в список.

Приложив некоторые усилия и предъявив соответствующие документы, теоретически возможно договориться с директором торфопредприятия о возможности войти на территорию «в порядке исключения».


Узкоколейная железная дорога Слуцкого торфопредприятия (пос. Гацук)

Узкоколейная железная дорога действует. Движение ежедневное. Перевозки рабочих в пассажирском вагоне практикуются крайне редко (в сезон добычи, но не всегда). Территория главной станции не огорожена. Сохранилась АМ1-252 (без двигателя, разграблена, ожидает порезки).


Узкоколейная железная дорога Старобинского торфобрикетного завода

Крупнейшая по объёму перевозок узкоколейная железная дорога Беларуси. Здесь, как в Усяже, территория завода огорожена, хотя ограда не столь мощная, нет электронных пропусков и со стороны торфомассивов проход не контролируется.

Первое действие по прибытии в Старобин (как и везде) - обращение к директору завода. Здесь ожидала неприятность: директор в грубой форме потребовал убираться отсюда. Приблизительно передаю его слова:
«Сюда какие-то п......ы уже приезжали, без спроса лазили по тепловозам и фотографировали, нанесли нам ущерб. Ты случайно не один из них?»

Тем не менее, удалось убедить, что здесь нахожусь впервые и к варварам-«псевдолюбителям» не имею никакого отношения. Разрешение войти на территорию всё же было получено.

Опрашивая работников завода, пытался установить, кем были эти «горе-любители» и что именно они натворили, но подробностей узнать не удалось.

Главной «достопримечательностью» узкоколейной железной дороги можно считать действующую ЭСУ3А (ЭСУ3А-002). Существует регулярное движение пассажирских (рабочих) поездов, проезд возможен только работникам торфобрикетного завода.


Узкоколейная железная дорога торфопредприятия Колпеница

Согласно известным топографическим картам, протяжённость узкоколейной железной дороги составляет около 8 километров, в действительности - около 30 километров (новые участки построены после 1991 года). Перевозки рабочих в пассажирском вагоне не практикуются. Проезд посторонних лиц в тепловозах запрещён, на поездку в них лучше не рассчитывать, за это будут серьёзные неприятности машинисту (хотя после длительных переговоров с директором это может быть возможно).


Узкоколейная железная дорога торфопредприятия Вертелишки

Узкоколейная железная дорога действует. Имеется один производственный участок. Движение ежедневное. Перевозки рабочих в пассажирских вагонах не практикуются, ни одного пассажирского вагона на дороге нет.

В настоящее время Железнодорожные войска ВС Республики Беларусь ведут капитальный ремонт пути (без остановки движения). Самым примечательным объектом является огромный (по меркам узкоколейных железных дорог) мост через озеро Белое.


Узкоколейная железная дорога Лидского торфопредприятия

Узкоколейная железная дорога действует. После ремонта, выполненного Железнодорожными войсками ВС Республики Беларусь, состояние пути на большинстве участков идеальное, почти везде уложены рельсы Р43 и песчаный балласт), что выглядит непривычно для торфовозной узкоколейной железной дороги.

Перевозки рабочих в пассажирских вагонах не практикуются. Участок Первомайский - Перегрузочная (станция широкой колеи Гутно) разобран ориентировочно в 2002 году.

----------------------------

Можно отметить, что Беларусь - страна строгой дисциплины. Помимо прочего, это проявляется в том, что здесь нет «безбилетников» в пригородных поездах, водители автомобилей всегда пропускают пешеходов на переходах, а на узкоколейных железных дорогах реально (а не на бумаге, как в РФ) запрещён проезд посторонних лиц в локомотивах, рабочих поездах и пребывание на станциях, даже если они не огорожены. На Лидском торфопредприятии вдоль главной линии даже стоят таблички, сообщающие о запрете на ходьбу по путям и приближение к ним ближе чем на 4 метра.

Добавлю, что всюду, где не практикуется перевозка рабочих в пассажирских вагонах, рабочие доставляются на торфомассив автомобильным транспортом, а не в кабинах тепловозов (как зачастую бывает в РФ). В кабинах находятся только те, кому это позволяют ПТЭ.

Ближайшей к Минску, помимо Усяжа (где станция - за колючей проволокой и КПП с электронными пропусками), является узкоколейная железная дорога Сергеевичского торфопредприятия - http://sbchf.narod.ru/29/pravdinski.html
Для фотографирования это более простое место.


Ближайшая в Витебску - в Оболи http://sbchf.narod.ru/28/obol.html

Спасибо за ответ! Вчера, несмотря на плохую погоду, побывал в Старобине. Недавно там был кто-то из "наших" :)