?

Log in

Межрегиональный клуб "Узкоколейка"
ru_uzd
...... ...... ............ .... .............. .. .......... .............. .. .............
Узкоколейная железная дорога Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта

Наивысшей формой развития сетей торфовозных узкоколейных железных дорог было их объединение в «Транспортные Управления» (ТУ), «Объединённые Хозяйства Железнодорожного Транспорта» (ОХЖТ) или «Предприятия Промышленного Железнодорожного Транспорта» (ППЖТ). В отличие от небольших узкоколейных железных дорог, обслуживающих одно торфопредприятие и являющихся его подразделением, ТУ (ОХЖТ, ППЖТ) представляли собой самостоятельную структуру, предоставлявшую транспортные услуги нескольким торфопредприятиям. На наиболее грузонапряжённых магистральных линиях строились вторые пути (редкое явление на узкоколейных железных дорогах). По протяжённости линий и техническому развитию большинство ТУ (ОХЖТ, ППЖТ) вполне можно было сопоставить с железнодорожными сетями небольших государств.

У нас было 14 сетей узкоколейных железных дорог торфовозного назначения, объединённых в ТУ (либо ОХЖТ, ППЖТ) — Ореховско-Зуевское, Шатурское, Радовицкое, Васильевское, Редкинское, Купанское, Тёсовское, Гусевское, Комсомольское, Чернораменское, Горьковское, Каринское, Свердловское, Тарманское. В настоящее время 13 из 14 ТУ (ОХЖТ, ППЖТ) либо уничтожены физически (узкоколейные железные дороги перестали существовать), либо уничтожены административно (узкоколейные железные дороги переданы на обслуживание торфопредприятиями). Осталось только одно ППЖТ - Гусевское.

Узкоколейная железная дорога Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта была обследована 28.05 (в пятый раз за 13 лет). Обстоятельно расспросил о её текущем состоянии и возможных перспективах руководителя Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта В.Н. Неврюева.
В настоящее время регулярное (ежедневное) движение есть на участке Сортировочная - участок - Дёминский разъезд - депо Гусь (Эстакада). Основной потребитель торфа - фабрика по производству торфопродукции в Мезиновке (ст. Сортировочная). От Сортировочной до участка курсирует рабочий (пассажирский) поезд. От участка до депо Гусь тепловозы следуют резервом.

На станцию Перегрузочная (ст. Комиссаровка широкой колеи) торф массово не возят уже около года, после отказа от него Шатурской ГРЭС. В очень ограниченном объёме осуществляется перегрузка торфа на автотранспорт. На станции по-прежнему действует диспетчерская, ведутся графики исполненного движения, не реже раза в неделю туда следует тепловоз.

Часть сети узкоколейных железных дорог отдана в аренду ООО "Гусьторф". Это линия на посёлок Новый, где находится депо и хранится подвижной состав, арендованный "Гусьторфом", восстановленная после полной разборки линия к бывшему 9-му посёлку. "Гусьторф" планирует восстановить линию к бывшей котельной посёлка Гусевский, что позволит ему не пользоваться участком, принадлежащим Гусевскому ППЖТ. Однако сейчас регулярного движения на линии "Гусьторфа" нет из-за споров о принадлежности этой линии. Торф временно возят автомобилями, что обходится дороже.

В планах - создание перегруза торфа на автомобили на территории депо Гусь, восстановление некоторых ранее разобранных линий. В целом, с 2000 года протяжённость сети не уменьшилась, а возросла (в основном за счёт участков, которые восстановил "Гусьторф").

Comments

Сергей, большое спасибо за этот пост! Похоже, что торфопредприятие - это единственный объект, который работает в том регионе :(
Хрустальный завод там, похоже, издыхает - остались только частники-кустари...

У меня наболевший вопрос - а можно ли из Гуся доехать до Мезиновского по узкой колее?

Цитата из текста:
----------------------
В настоящее время регулярное (ежедневное) движение есть на участке Сортировочная - участок - Дёминский разъезд - депо Гусь (Эстакада).
----------------------

Вот только в качестве пассажира такая поездка будет затруднительна, несмотря на ежедневное движение - проезд посторонних в локомотивах не приветствуется. Движение рабочего поезда есть только от Сортировочной (Мезиновки) до участка (немногим южнее пересечения с автодорогой Гусь - Уршель).