nauczyciel (nauczyciel) wrote in ru_uzd,
nauczyciel
nauczyciel
ru_uzd

Category:

Вигерская узкоколейная железная дорога

     Вигерская узкоколейная железная дорога (Wigierska kolej wąskotorowa) - единственная железная дорога колеи 600 мм и вторая по значимости (после Августовского канала) достопримечательность Сувальщины - самого северного района Полесья, расположенного на границе Польши, России (Калининградской области), Литвы и Белоруссии.


Экипировка тепловоза Ld1 на станции Плоцично




Вигерская узкоколейная железная дорога на карте железных дорог Польши

История Вигерской узкоколейной железной дороги

     История Вигерской узкоколейной железной дороги началась в 1916 году с постройки лесопилки в деревне Плоцично, расположенной в Августовской пуще в 9 км к югу от районного центра Сувалки. В те времена вывоз леса с мест вырубки и подвоз к лесопилке наиболее эффективно было производить железнодорожным транспортом, а выбор колеи 600 мм был обусловлен двумя причинами.
     1. В годы I мировой войны Сувальщина была оккупирована Германией, а колея 600 мм – это стандартная узкая немецкая колея, как для лесовозных железных дорог, к которым относится Вигерская узкоколейная железная дорога, так и для немецких узкоколейных железных дорог общего пользования (подъездных путей).
     2. В те времена (впрочем, во многом и сейчас) узкоколейная железная дорога была самым эффективным средством транспорта леса с мест вырубок на лесопилку, поскольку строительство и обслуживание узкоколейной железной дороги дёшево, подвижной состав простой и недорогой, а показатели грузоперевозки значительно превышают показатели других, альтернативных средств транспорта леса.
     Узкая колея предполагает и лёгкое строение пути – часто рельсошпальную решётку лесовозных узкоколейных железных дорог кладут прямо на грунт, без дополнительной отсыпки земляного полотна, а в качестве шпал используют срубленные на месте деревья. При истощении лесной делянки железная дорога разбирается, и высвободившиеся рельсы используют для строительства новой ветки (уса) к новой делянке. Потому трасса лесовозных узкоколейных железных дорог постоянно меняется в ходе эксплуатации. Однако, при значительных лесных запасах (как в случае с Августовской пущей), на лесовозных узкоколейках формируется постоянная магистраль и временные ветки (усы) к лесным делянкам. Такой магистралью на Вигерской узкоколейной железной дороге является участок Плоцично – Зелва (36 км), построенный к 1918 году.


Схема Вигерской узкоколейной железной дороги

     Главной станцией железной дороги с самого начала её существования была и остаётся по сей день станция Плоцично, на которой имеется депо, мастерские и диспетчерская.


Депо и диспетчерская (справа) станции Плоцично

     В 1923-1926 годах Вигерская узкоколейная железная дорога получила значительное развитие – были построены все постоянные боковые ветки, и общая протяжённость путей достигла 50 км. При этом для строительства ответвлений от магистрали Плоцично – Зелва использовали, в частности, рельсы с участка Плоцично – Озеро Белое, на котором запасы леса к тому времени уже истощились. Участок Плоцично – Озеро Белое был полностью разобран в 1923 году. В 1951 году, также по причине истощения лесных ресурсов были разобраны ответвления на Глубокий Брод, Дановске и Валне.
     С самого начала существования железной дороги перевозки леса осуществлялись паровозами типов HF и LAS, переход на тепловозную тягу был осуществлён лишь в 1972-1974 годах. В рейс по Вигерской узкоколейной железной дороге никогда не выходили несколько составов одновременно, потому на дороге никогда не использовались устройства автоматики и блокировки, а железнодорожная связь появилась лишь в начале XXI века.
     Работа на железной дороге в "эпоху паровозов" была очень тяжёлой – в месяц приходилось работать до 360 часов. Выезжали в рейс из Плоцична в 6 утра, и возвращались домой к 8 вечера. Особенно тяжело было зимой, когда локомотив толкал перед собой путевой струг – 36 км от Плоцична до Зелвы поезд преодолевал за 4 часа. Иногда не хватало угля, тогда приходилось использовать в качестве топлива дерево, которого было в лесу достаточно, но на таком топливе паровоз развивал мощность, недостаточную для развития даже скорости пешехода, и поезд возвращался в Плоцично заполночь.


Паровоз HF Tx-1113, установленный в виде памятника на территории пансионата "Przy kolejce". Ремонтопригоден - для его восстановления в рабочее состояние требуется около 200 тыс. злотых.

     Перевозки леса по Вигерской узкоколейной железной дороге были завершены первого января 1989 года по причине полного запрета вырубки леса в Августовской пуще и образования вокруг озера Вигры особо охраняемой территории – Вигерского национального парка. В течение следующих двух лет постепенно были разобраны все боковые ветви, а 7 ноября 1991 года магистраль Вигерской узкоколейной железной дороги была внесена в реестр памятников истории Полесья, что остановило дальнейшую ликвидацию дороги.
     Тем временем демократические преобразования в Польше в начале 90-х привели к тому, что Вигерская узкоколейная железная дорога оказалась заброшена. В результате к 1994 году был полностью вывезен или порезан на металлолом подвижной состав, небольшие участки пути были украдены и сданы на металлолом местным населением.

Современное состояние и перспективы развития Вигерской узкоколейной железной дороги

     После 11 лет бездействия, в 2000 году группа энтузиастов при поддержке администрации Вигерского национального парка начала работы по восстановлению Вигерской узкоколейной железной дороги с целью организации туристических пассажирских перевозок по Августовской пуще. В течение 2000-2001 годов была выполнена огромная работа: восстановлен участок пути Плоцично – Крушник (10 км), закуплены тепловозы и пассажирские вагоны, построены пассажирские платформы на остановочных пунктах Биндюга, Повалы и Бартны Дул. На станции Плоцично специально для туристов-железнодорожников был построен пансионат "Przy kolejce", а в здании диспетчерской организован музей Вигерской узкоколейной железной дороги.


Тепловоз V10C


Разнообразный подвижной состав на станции Плоцично


Пансионат "Przy kolejce"

     Первый пассажирский туристический поезд по Вигерской узкоколейной железной дороге отправился 19 мая 2001 года. С тех пор каждый год ежедневно в летний период (в июле и августе) на участке Плоцично – Крушник согласно расписанию курсирует три пары поездов. Кроме того, круглогодично, по предварительному заказу может быть сформирован специальный поезд.
     Ежегодно Вигерскую узкоколейную железную дорогу посещает более 20 тысяч туристов, что позволяет поддерживать всю инфраструктуру железной дороги в отличном состоянии и строить планы на развитие. В настоящее время полностью восстановлен участок магистрали Плоцично – Гулбин (24 км), однако из-за противоречий с местным лесничеством, якобы из-за вреда экологии, пассажирские поезда ходят лишь до 10 км магистрали, станции Крушник. Не исключено, что в ближайшее время вопрос о восстановлении движения удастся разрешить, и поезда пойдут до Гулбина.
     Кроме восстановления движения по всей магистрали Плоцично – Зелва и организации движения на паровой тяге в планы на развитие дороги входит также развитие других видов туризма: пешего, водного, конного, автобусного. Железная дорога уже сейчас организует конные маршруты по Вигерскому национальному парку, автобусные экскурсии по Сувальщине и в соседнюю Литву, теплоходные экскурсии по озёрам Сувальщины и Августовскому каналу.


Путейская тележка, сани и телега

     Подвижной состав Вигерской узкоколейной железной дороги включает два тепловоза (Lyd2 и Ld1), неисправный в 2009 году и ожидающий восстановления паровоз HF Tx-1113, четыре закрытых вагона, одиннадцать летних открытых вагонов, незначительное количество лесовозных сцепов, вагонеток и одна мотодрезина. Все пассажирские вагоны изготовлены собственными силами на базе железнодорожных платформ и лесовозных сцепов.


Пассажирские вагоны


Интерьер закрытого вагона


Путейская тележка


Лесовозные сцепы

     Штат железной дороги невелик – всего пять постоянных работников и десяток сезонных работников (в основном студентов), занятых летом на путевых работах. Совершенно непонятно, как всего пять человек успевает следить за всем хозяйством (железная дорога, пансионат, кони, автобусы, сезонные работники) и даже развивать перечень услуг – по общей относительной эффективности перевозок Вигерская узкоколейная железная дорога сейчас может быть признана одной из лучших железных дорог в Польше.

Поездка по Вигерской узкоколейной железной дороге 08.07.2009

     В связи с плохим транспортным сообщением самого Плоцична, в качестве места ночлега 07-09.07.2009 я выбрал райцентр Сувалки. Поездку по Вигерской узкоколейной железной дороге я запланировал на следующий день после прибытия в Сувалки. Между Плоцично и Сувалками – девять километров, которые я преодолел на автобусе Сувалки – Августов. Проехать мимо станции Плоцично невозможно – начинается станция с большой лесопилки, а подъезд к станции завешан массой плакатов, приглашающих проезжающих мимо прокатиться на узкоколейке, а также воспользоваться услугами пансионата "Przy kolejce".


Центр деревни Плоцично (население - около 500 человек)

     До отправления первого поезда оставалось времени больше часа. Как раз то, что нужно для фотографирования станционной инфраструктуры, покупки билета и посещения музея железной дороги. Хранитель музея оказался очень интересным и отзывчивым человеком – услышав мой восточный акцент, он очень обрадовался возможности поговорить по-русски, и даже бесплатно провёл экскурсию на русском языке!


Стрелочный перевод 1904 года изготовления - до сих пор используется по назначению


Рельсы, применяемые на Вигерской узкоколейной железной дороге


Экспонаты музея


Коллекция железнодорожных печатей


Билетная касса


Билет в музей я всё-таки купил (на память)

     Посадка пассажиров началась примерно за 10 минут до планового отправления поезда, и, в отличие от всех узкоколеек, на которых я когда-либо был (кроме детских железных дорог), в вагонах Вигерской узкоколейной железной дороги работала громкоговорящая связь, по которой рассказывали о правилах пользования железнодорожным транспортом!


Посадка на поезд. Тепловоз Ld1 выглядит необычно из-за нарощенной выхлопной трубы. Это было сделано для комфорта пассажиров, едущих в открытых вагонах. Помогает слабо - к концу дня моя белая рубашка приобрела отчётливый запах дизельного топлива и покрылась чёрными пятнами.



Сканы билета с двух сторон

     В 10.00 поезд должен был отправиться в путь, однако, из-за наплыва пассажиров, не знакомых с системой покупки билетов (их надо покупать в баре пансионата), поезд пришлось задержать минут на пятнадцать. Впрочем, никто особо не расстроился по этому поводу, а начальник поезда даже философски отметил, что "поезд должен опаздывать". Итак, когда все желающие купили билеты и закончили посадку, начальник поезда подал сигнал к отправлению и поезд Плоцично – Крушник составом тепловоз Ld1, один закрытый и два открытых вагона отправился в путь.


Odjazd!

     Поезд был переполнен людьми – пассажиров было человек 100, сидячих мест всем не хватило и многие ехали стоя. Я тоже выбрал стоячее место в открытом тамбуре последнего вагона, и с удовольствием наблюдал медленно меняющиеся пейзажи Августовской пущи. Менялись пейзажи, действительно, весьма медленно – скорость поезда не превышала 10 км/час, а средняя скорость на магистрали Плоцично – Крушник в итоге составила 8 км/час.


Едем по деревне Плоцично


Замена шпал на перегоне Плоцично - Биндюга


Августовская пуща

     Первая остановка – остановочный пункт Биндюга, расположенный непосредственно на берегу озера Вигры. До конца 80-х годов XX в этом месте располагался пункт перегрузки древесины, сплавляемой по озеру Вигры, на узкоколейные сцепы. По-польски это инженерное сооружение так и называется "binduga". Сейчас на этом месте организована обзорная площадка, с которой открывается прекрасный вид на озеро Вигры.


Остановочный пункт Биндюга


Переезд лесной дороги около Биндюги

     Остановочный пункт Повалы и безымянный разъезд в лесу (6 км) поезд проследовал без остановки и примерно через полчаса после отправления с Биндюги достиг о.п. Бартны Дул. Своё название о.п. получил от развитого в этой части Августовской пущи бортничества – особого вида лесного пчеловодства, когда ульи организуются (часто – без участия людей) в дуплах деревьев. Такой вид пчеловодства был очень распространён в Августовской пуще в 16-17 веках. Впоследствии бортничество практически исчезло вследствие развития земледелия, вырубки и торговли древесиной, лесных пожаров (приводивших к исчезновению особого вида "лесных" пчёл). Однако, в данной части Августовской пущи бортничество в незначительном объёме сохранилось по сей день. Рядом с о.п. расположен небольшой музей бортничества, времени остановки как раз хватает для его осмотра, а также для покупки продуктов пчеловодства, лоток с которыми расположен прямо на посадочной платформе.


Обзорная площадка



Виды озера Вигры


Экспонат музея бортничества


Продажа мёда на о.п. Бартны Дул


Огромные улитки на пикетном столбике

     Через некоторое время поезд выезжает из леса и достаточно долго едет по полям пшеницы, достигая деревни Крушник и конечной станции с тем же названием. Станция с изначально значительным для лесовозных узкоколеек путевым развитием в настоящее время деградировала до состояния разъезда. Однако длина путей (около 150 м) современной станции Крушник напоминает о её былом развитии.
     Технически можно ехать дальше, состояние путей позволяет, но, вследствие отсутствия у Вигерской узкоколейной железной дороги разрешения от местного лесничества на движение поездов на участке Крушник – Гулбин, приходится возвращаться. Тепловоз выполняет обгон состава и через 15 минут поезд отправляется в обратный путь до Плоцична.


Перегон Бартны Дул - Крушник


Станция Крушник


Манёвры на станции Крушник


Станция Крушник, перед отправлением в Плоцично


Odjazd!

     На пути от Крушника населённость поезда уменьшилась примерно на 20% вследствие того, что некоторые пассажиры предпочли возвращаться на личных автомобилях. На обратном пути поезд останавливается только на о.п. Повалы – судя по названию, бывшей лесной делянке. В настоящее время рядом с о.п. сооружена небольшая сцена, столы с лавками и организовано место для костра. Тут же имеется смотровая площадка, откуда открывается вид на озеро Вигры. В отдельные дни в летний период Вигерская узкоколейная железная дорога организует на о.п. Повалы народные гуляния, сопровождаемые жарением колбасок на костре, распитием пива, концертом народной музыки и купанием в озере.


О.п. Повалы


Озеро Вигры


Перегон Повалы - Биндюга. Почти всё время на обратном пути машинист провёл в такой позе. Что он там высматривал - непонятно.


Сцепка крупным планом

Возвратившись в Плоцично, удачно попадаю на редкий в этих местах городской автобус и доезжаю до Сувалк.

А.А. Косяков
доцент кафедры электрических машин
ФГБОУ ВПО "Уральский государственный университет путей сообщения"
г. Екатеринбург


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments