?

Log in

No account? Create an account
Межрегиональный клуб "Узкоколейка"
ru_uzd
...... ...... ............ .... .............. .. .......... .............. .. .............

Декабрь 2018
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

bazz linser [userpic]
Подъездная УЖД Побединских шахт

Километрах в тридцати южнее Скопина находится село Побединка. В начале XX-го века в окрестностях этого населенного пункта находились шахты, в которых добывался бурый уголь. Побединские шахты относились к Подмосковному угольному бассейну.

В 1919-м году Побединские шахты посетил М.И. Калинин. То было нелегкое для страны время - южные районы были оккупированы интервентами и уголь Донбасса для Советской России был недоступен. Уголь в те времена был основным энергоресурсом. В связи с этим Калининым была поставлена задача существенно увеличить добычу угля под Скопином. Ее решение было сопряжено с одной стороны с открытием новых шахт, а с другой требовало создания инфраструктуры для вывоза угля.

В то время вывоз угля с Побединских шахт осуществлялся по узкоколейной железной дороге, соединявшей Побединку со ст. Брикетная, расположенной на участке Скопин - Ряжск Сызрано-Вяземской железной дороги. На Брикетной осуществлялась перегрузка угля на широкую колею.

Но узкоколейка не отвечала потребностям горняков в части возможностей вывоза угля. Это было сопряжено с одной серьезной проблемой - низкой пропускной способностью УЖД. Дело в том, что дорога от Побединки до Брикетной идет в крутой подъем, в связи с чем тяжеловесные составы по ней провести было крайне затруднительно. Этот момент и оказался решающим в судьбе дороги - от нее отказались, а уголь было решено вывозить через ст. Вослебово Сызрано-Вяземской ЖД.

Через Вослебово уголь стали вывозить в 22-м году. Поэтому можно предположить, что примерно в это время узкоколейка была закрыта.

Больше о ней я ничего не могу сказать. На современных картах она не обозначена. В моем распоряжении есть единственное фото с этой дороги:



На современных автомобильных километровках обозначена грунтовая дорога, ведущая от Побединки до Брикетной. Судя по картам, примерно половину пути эта дорога идет по насыпи. Поэтому можно предположить, что ее в свое время местные раскатали по траектории разобранной узкоколейки. Вряд ли кому-то взбрело в голову делать насыпь для грунтовой дороги.

Чтобы проверить это предположение и вычислить траекторию узкоколейки, я собираюсь в ближайшее время выдвинуться в Побединку. Если кто-то обладает хоть какой-нибудь информацией об этой дороге, буду крайне признателен, если вы ею поделитесь. Побединская узкоколейка имеет для меня огромное значение, поскольку ее смерть сопряжена с рождением целого царства промышленных железных дорог, известному сейчас как Скопинское ППЖТ.

Comments
друзья

думаю что если вы будете выкладывать ссылки в Twitter у вас появятся новые друзья, которым ваша тема весьма любопытна