?

Log in

No account? Create an account
Межрегиональный клуб "Узкоколейка"
ru_uzd
...... ...... ............ .... .............. .. .......... .............. .. .............

Декабрь 2018
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

bazz linser [userpic]
Побединская УЖД

Этот небольшой отрывок взят из второго тома книги “Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей”, изданной в 1902-м году.

Таким образом, мы имеем документальное подтверждение того факта, что от Скопина – Чулковского (ныне Брикетная) к Чулково и далее к Побединским шахтам пролегала узкоколейная железная дорога, протяженность которой составляла порядка восьми верст. Судя по описанию в этом фрагменте, узкоколейка пересекала р.Верда и подходила к восточной окраине села Чулково.

Во время одного из визитов на Скопинское ППЖТ я ездил в окрестности Чулоково в надежде найти остатки насыпи старой дороги. Начало насыпи нашлось без труда. Более того, на этой насыпи я встретил одного пожилого мужика с велосипедом, который рассказал, что в детстве много слышал об узкоколейке, но сколько себя помнит, работающей ее никогда не видел.

Дело оставалось за малым – нужно было организоваться в небольшую поездку, целью которой было бы по возможности проследить траекторию узкоколейки, добраться до Брикетной и пообщаться там с местными (может быть кто-то вспомнит старые рассказы своих родителей или дедов).

Поскольку одному ехать было не интересно, я позвал с собой своего старого друга и любителя попутешествовать Андрея С. И утром 12 июля мы отправились из Рязани к селу Чулково.

Примерно в полдень мы проехали Чулково и въехали в пос.Заречный. Сразу на въезде слева от дороги стоит безнзоколонка, а за ней на север убегает (хотя судя по состоянию – жестоко мучаясь, уползает) разбитая асфальтовая дорога. Мы сворачиваем на нее и едем на север. В какой-то момент достигаем развилки. Направо висит указатель - “Демидовский монастырь”. Поскольку нам монастырь не нужен, сворачиваем налево и проезжаем руины какого-то промышленного здания (как потом выяснилось – это были остатки Скопинской ЦЭС). Немного погодя дорога неожиданно становится близкой к идеалу, мы набираем ход, пересекаем по мосту р.Верда и очень скоро оказываемся на перекрестке. Красивый гладкий ровный асфальт убегает направо, а налево уходит разбитая грунтовка. Мы сворачиваем налево, проезжаем метров двести и останавливаемся. Мы находимся в начале насыпи искомой узкоколейки.

Вот на этой фотографии (Брикетная за спиной, я стою на насыпи) на дороге чуть вдали видна ямка и грязь. Примерно с того места остатки насыпи начинают наблюдаться явно:

Как от этого места и дальше до Чулково шла дорога, однозначно сказать нельзя, можно только догадываться.

На этой фотографии вид в сторону Брикетной. Дорога немного спускается вниз, а потом начинает затяжной подъем на холм. Справа от насыпи приютилась небольшая деревушка – буквально несколько дворов:

В этом месте грунтовка еще идет по насыпи. Но очень скоро она скатится с нее и побежит своим путем.

Вот такие вот под Скопином виды открываются:

Все, грунтовка скатилась с насыпи. За насыпью в зелени виднеются крыши упомянутой деревушки, а вдали на холме красуется Демидовский монастырь. Фотография конечно не передает той потрясающей атмосферы, которая там ощущается:

А узкоколейка пошла в затяжной подъем, который стал одним из весомых аргументов в пользу того, чтобы в начале 20-ых годов от нее отказаться и построить ширококолейную дорогу на Вослебово:

Мы тоже забрались на холм и довольно быстро нашли насыпь. Вон она, аккуратно тянется вдоль молодых деревьев, а справа из-за нее торчат крыши все той-же деревушки. Но какой потрясающий вид открывается отсюда на Демидовский монастырь:

На этом снимке насыпь видна получше. Здесь она идет более не менее полого, но в какой-то момент резко спускается вниз. Маленьким паровозикам, тащившим составы с углем, действительно приходилось попыхтеть на этом подъеме:

А затем дорога уходила в лес:

Мы в лес не полезли, поехали вдоль него. По лесу дорога шла совсем немного и вскоре справа от грунтовки мы снова могли наблюдать насыпь, которая в какой-то момент сделала резкий поворот направо и скрылась в лесу.

Как только представилась возможность, мы тоже свернули направо и очень скоро опять нашли насыпь. Вот она выходит из леса:

А на этом снимке она убегает в сторону Брикетной:

Примерно километр она идет прямо, а потом снова делает вираж и уходит в лес. И в следующий раз мы ее встретим уже на Брикетной. Но Брикетная – это отдельная история.

Comments

Супер, спасибо за полезную инфу. Постараюсь в пятницу посетить места.

ты во сколько туда планируешь поехать? а то может у меня не надолго удастся компанию составить. в пятницу я работаю, но с утра может удастся немного заколоть.

(без темы) - (Анонимно)