?

Log in

No account? Create an account
Межрегиональный клуб "Узкоколейка"
ru_uzd
...... ...... ............ .... .............. .. .......... .............. .. .............
Шатура, Орехово-Зуево, Егорьевск, Гусь-Хрустальный: старые карты

Малоизвестные сведения по истории Шатурско-Ореховской сети и Гусевского ППЖТ

Гусевское ППЖТ:
http://sbchf.narod.ru/12/guppjt_karty.html - карта 1936-1937 годов.

На тот момент были две невзаимосвязанные узкоколейные железные дороги:
Гусь - пос. Центрального участка Гусевского торфопредприятия (нынешний
посёлок Гусевский) - деревня Емельяново (окрестности нынешнего посёлка
Новый), и вблизи нынешнего посёлка Мезиновский. В Гусь-Хрустальном было
разноуровневое (?) пересечение с ширококолейной линией общего пользования,
которого нет как минимум с 1970-х годов.

Линия по направлению Гусь - Мезиновка через Головари, скорее всего, на тот момент
строилась (на карте - обрывается в лесу в 4 км южнее г. Гусь).
Узкоколейной железной дороги вблизи посёлка Иванищи не было, хотя
торфоразработки обозначены.

Выдвинутая авторами книги «Мещерская магистраль» версия о наличии сети дореволюционных
узкоколейных железных дорог «мальцовской» эпохи вблизи Гусь-Хрустального картой
не подтверждается.

Шатурско-Ореховская сеть:
http://sbchf.narod.ru/21/chatura_kartyst.html - карта 1924-1941 годов (разные части).


Из малоизвестного: на участке Егорьевск - Шатура (это фрагмент 1937 года издания)
обозначены станции Назарово, Зиреевская (?), Дубцово, Торфоболото.
Посёлок, который на картах 1980-х годов подписан как Вождь Пролетариата (ныне
Верейка) - «пос.№1".

Судя по карте, конечный пункт узкоколейной железной дороги в Егорьевске
был совмещён с тупиковым вокзалом широкой колеи Егорьевск II.

Никаких следов ширококолейной линии Кривандино - Рязановка на карте 1941 года нет.
Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР», изданному в 1981 году,
Линия Кривандино - Рязановка была сдана в постоянную эксплуатацию в составе
НКПС в 1944 году. Вероятно, строительство началось экстренно в связи с войной,
иначе была бы обозначена как строящаяся.

В Мишерони не показана линия узкоколейной железной дороги непосредственно в
посёлок, на стекольный завод, но это однозначно ошибка, допущенная составителями
карты - её не могло не быть, эта линия действовала с 1912 года.

К востоку от Бакшеево линия заканчивается через 8 километров. Островский торфомассив, как
известно, был освоен позднее - в 1950-е годы. К востоку от Бакшеево были рабочие посёлки,
исчезнувшие в 1970-х годах.



Ореховское ХЖТ:
http://sbchf.narod.ru/21/chaturaozu_karty.html - карта 1924 года.


На тот момент, как известно, связи с Шатурой не было. Линия в районе Орехово-Зуева имела кольцевую конфигурацию.

Из Дулёво была линия на торфомассив в районе Губино.

Comments

Спасибо! Очень было интересно увидеть карты тридцатых годов.

Интересно было бы узнать про веточку в районе деревни Красное.

узкоколейки на старых картах

Да, анализ старых карт очень интересная тема, часто эти карты - единственный доступный источник.
Кстати километровки 30-40-х годов на весь 37 лист можно скачать здесь: http://www.wwii-photos-maps.com/prewarmapsn37/

На старых картах я обнаружил еще несколько узкоколеек, о которых мало чего известно. Например:
1 Уршель – Второй склад(7км на СЗ от Уршеля). Частично проходила по дороге, которую местные жители называют Бам. Предположительно лесовозная.
2 Струя – 63-й поселок. Предположительно лесовозная, на местности ее следов почти нет.
3 Ветка от Иванищ на восток, длина примерно 4км.
4 Ветка, приходящая откуда-то со стороны Орехово-зуево и заканчивающаяся в районе ур Глухуша(чуть южнее исчезнувшего озера Пирютино), следов на местности в районе ур Глухуша нет. http://keep4u.ru/full/2009/11/09/008517ff3e87b1f903232313c10242c8/jpg
5 Схемы лесовозных путей в районе Курши, Чаруса, Головановой Дачи, например обозначены ветки южнее Чарусского(кордона Чарус)
Если кто-то что-то про эти объекты знает просьба сообщить.

Если речь о карте 1:100 000 1937 года издания:



- то на ней по направлению Уршель - "дровяной склад" обозначена дорога
с деревянным покрытием. Не следует путать со знаком "полотно разобранной железной дороги".

Известна другая карта, где обозначена именно узкоколейная железная дорога (или разобранная железная дорога)?


Да, эта узкоколейка обозначена на карте генштаба 1947года издания, масштаб 1 300000. Вполне возможно что это ошибка(как и в других) перечисленных случаях. На каком-то этапе могли вполне перепутать деревянную мостовую и узкоколейку. http://public.fotki.com/igv105/92f9/555555555.html - такой линией она обозначена на той карте.

Почему фрагмент такой маленький???

Где можно увидеть данную карту полностью?

у меня ее нет, мне ее только показали без права копировать и распространять, в свободном доступе ее вроде бы нет, в сети я нашел только ее фрагмент http://www.raremaps.ru/img/raremaps_ru/300k_N-37-3_1947.jpg надеюсь рано или поздно она будет в свободном доступе

http://i014.radikal.ru/1102/e7/d79476831756.jpg
http://s54.radikal.ru/i143/1102/55/b4676fcb642e.jpg
на второй карте (с сайта подвигнарода) есть еще одна малоизвестная узкоколейка ведущая от Рошаля на восток

А вот на счет ветки от Иванищ у меня сведений нет, возможно там была только деревянная дорога. На некоторых картах они подписаны как "конно-деревянные дороги". К сожалению местные жители о них почти ничего не знают, помню только одно упоминание о такой дороге вблизи Рошаля сделанной из плах.

Относительно Гусевского ППЖТ. Когда 2 года назад я шел пешком из Гуся в Нечаевскую, то решил срезать крюк, свернув налево с шоссе на лесной просёлок, показанный на карте, который вёл прямо к Нечаевской. Что скажу - там я обнаружил немногочисленные, но всё же остатки шпал.